Дмитрий Кирилин, "Звон осколков"

DSCF0959.jpg

  Даниил Хармс утверждал: «Стихи надо писать так, что если бросить стихотворение в окно, то стекло разобьется».

Вам когда-нибудь в детстве приходилось бросать камень в стекло? Помните, как он летит? Этот скоротечный момент полета и щемящее ожидание чего-то запретного, страшного и манящего изнутри заполняет грудь. В долю секунды камень достигает блестящей поверхности, и тотчас на отражении появляются трещины. Осколки разлетаются во все стороны, а камень, разбив преграду, летит дальше. Пыльное стекло в рассохшейся деревянной раме уже никогда не станет прежним. Камень навсегда вырвал из стекла часть и объединил пространство, разделенное хрупкой преградой.

Цитата Хармса довольно емко отражает суть его наставления. По моему мнению, во всей этой истории есть несколько аспектов.

Первое – это камень. Послание, которое человек-творец транслирует окружающему миру.

Второе – это стекло. Преграда на пути послания. Метафорический символ разделения, граница между мирами. Ее можно сравнить с Берлинской стеной, разрушенной в ноябре 1989 года.

Третье – читатель, тот человек за стеклом, который не может вас услышать, пока вы не пробьете к нему дорогу, как Петр I прорубал окно в Европу.

Как безучастный зритель в кинотеатре, холодно и равнодушно закусывая попкорном, он будет смотреть на ваши строки, если в них не будет чего-то близкого и родного. Того, что сможет затронуть его до глубины души.

От сердца к сердцу мы передаем искру, только она способна растопить холодный лед равнодушия. Эта искра возникает при особых случаях, ее невозможно подделать и фальшиво описать словами. Все люди это чувствуют и сразу понимают, что происходит.

Клип группы Scorpions на песню «Wind of Change» с видеофрагментами разрушения Берлинской стены я бы сравнил со звоном бьющегося стекла. Этот звук становился символом окончания одной эпохи и началом другой. Ранее разобщенное немецкое общество становилось единым целым под звуки электрогитар. Текст этой песни, написанный солистом группы Клаусом Майне, после концерта в Лужниках в Москве произвел сильное впечатление на многих современников в Восточной Европе и СССР. Люди были окрылены надеждами на изменения к лучшему. Эти настроения удалось уловить Клаусу Майне в своей знаменитой песне.

Когда поэт способен почувствовать происходящее вокруг, то он, как проводник, отражает в стихах свои мысли и переживания. Чем точнее и тоньше будет эта сонастройка, тем звонче будет звук бьющегося стекла.